Зачастую смазочные вещества ассоциируют с маслом, хотя в действительности во многих случаях применяются именно твердые виды смазочных материалов, одним из которых и является пластичная смазка, в состав которой могут входить противоизносные присадки и модификаторы трения.
ASTM (Американское общество по испытаниям и материалам) определяет пластичную смазку как твердое или полутвердое вещество, получаемое путем введения твердых загустителей в жидкую масляную основу. В дальнейшем могут быть добавлены противоизносные присадки и наполнители, придающие смазочному средству особые свойства и характеристики.
Таким образом, можно сформулировать базовое утверждение о том, что консистентная смазка — это не крайне вязкое масло, а именно загустевшее масло — мультифазная среда, в основе которой два основных компонента: загуститель и жидкое масло. Следовательно, варьируя количество загустителя, можно изменять механическую прочность продукта, выражающуюся в номерах консистенции NLGI (Национальный институт пластичных смазок США). Из этого следует, что свойства получаемого материала напрямую зависят от характера и вида применяемого загустителя и масляной основы.
Загустители бывают мыльные (кальциевые, литиевые, натриевые), комплексные мыльные (кальциевые, литиевые, литиево-кальциевые, алюминиевые и др.), на основе бентонита или полимеров. В то время как масляная основа может быть минерального, полусинтетического или синтетического происхождения.
Что касается производственного процесса, то по сравнению с маслами, пластичные смазки гораздо более трудоемки в изготовлении. Их производство — это не простое смешивание определенных компонентов, а достаточно сложный процесс, включающий проведение значительного числа химических реакций.
Пластичные смазки с противоизносными присадками и модификаторами трения используют для снижения трения и защиты деталей машин, в качестве альтернативы жидким аналогам, особенно, в тех случаях, когда в условиях нехватки места или постоянного контакта с водой, становится невозможным применение масел.
В некоторых случаях средство может наноситься непрерывно (например, в черной металлургии или сталелитейном производстве). В других случаях механизм смазывается один раз на весь срок службы (роликовые подшипники, малые редукторы).
Выбор правильной смазки — крайне сложный процесс, поэтому лучше обратиться за помощью к техническим консультантам, так как существует множество факторов, способных оказать влияние на эксплуатационные характеристики продукта и обрабатываемые механизмы.
«Эни» является одной из ведущих компаний-производителей пластичных смазок и предлагает широкую гамму средств для промышленного и автомобильного сектора.