Большая Евразия и (новые) энергетические маршруты
Новый геоэкономический центр в Евразии хочет и может стать альтернативой евроатлантическому центру. Газ превыше всего.
По предварительным данным, предоставленные «Газпромом», в 2018 году российская государственная компания экспортировала в Европейский Союз плюс Турцию 201,8 Гм3 природного газа (теплотворная способность: 37,053 МДж / м3), что в три раза превышает общий объем, поставляемый всеми Производители СПГ в Европу. В 2018 году «доля поставок газа в страны ЕС и Турцию достигла рекордно высокого уровня и составила 36,7%» (34,2% в 2017 году), заявила генеральный директор ООО «Газпром экспорт» Елена Бурмистрова на мероприятии «День инвестора» в «Газпроме», который состоялся в Сингапуре 28 февраля. Бурмистрова уточнила, что средняя цена в 2018 году составила 245,5 доллара за тысячу кубометров природного газа по сравнению со 167 долларами за тысячу кубометров в 2017 году (+ 24,6% в годовом исчислении).
Как отмечает Bloomberg 15 февраля, главная причина растущей роли России как лидера поставок природного газа в Европе заключается в том, что европейское внутреннее производство неуклонно снижается, особенно после того, как Нидерланды, являющиеся вторым европейским производителем после Норвегии, стали Нетто-импортер газа в течение первого года после начала добычи на месторождении Гронинген в 1963 году.
В Сингапуре «Газпром» также сообщил, что газопровод «Сибирь» близок к завершению. Благодаря этой новой инфраструктуре, начиная с 1 декабря 2019 года, Россия будет поставлять в Китай 38 Гм3 природного газа ежегодно в течение 30 лет, а общий объем оценивается примерно в 1 триллион м3. Контракт, подписанный двумя странами в мае 2014 года, является нефтяной связью типа «бери или плати», ориентировочная стоимость которой составляет 400 млрд долларов.
Тем не менее, 28 февраля Bloomberg подчеркнул, что Газпром потерял привлекательность для инвесторов в последние несколько лет, особенно из-за того, что вложения в высокозатратные активы снизили вероятность выплаты дивидендов. Более того, в будущем будущем компания должна столкнуться с другими проблемами, такими как санкции, введенные США и ЕС, и растущая конкуренция в сфере СПГ.
Согласно статистике Oilprice.com, в 2018 году Китай импортировал 90,39 млн. Тонн газа [что соответствует 122,9 Гм3, теплотворная способность: 39 МДж / м3], что укрепляет позиции Китая как мирового лидера-импортера топлива. Согласно этим данным, Новатэк, крупнейший производитель сжиженного природного газа в России, планирует построить терминал СПГ на Камчатском полуострове на Дальнем Востоке России, чтобы увеличить поставки на быстрорастущий азиатский рынок (Япония). является вторым по величине импортером газа в мире). «Если надолго помечтать, то планируемый нами на Камчатке хаб мощностью 120 млн тонн может также стать одним из показателей продаж газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе», - заявил Леонид Михельсон, генеральный директор Новатек. Что касается рынка сжиженного природного газа в 2019 году, может возникнуть риск избыточного предложения. Фактически, по словам Джейсона Фира (Jason Feer), главы бизнес-аналитики в Poten & Partners, глобальные поставки СПГ, согласно оценкам, вырастут на 33 миллиона тонн, тогда как прогнозируется, что спрос будет поглощать только 16 миллионов тонн газа. В середине февраля первый сигнал этой проблемы появился в азиатских спотовых ценах на СПГ, которые упали до самого низкого уровня с сентября 2017 года.
«Я почти уверен, что через десять лет в мире появятся два экономико-геополитических центра: Большая Америка и Большая Евразия. В последние годы мы стали свидетелями появления геоэкономического центра в Евразии на фоне новой холодной войны. Центр, который строится вокруг России и Китая и который следует рассматривать не как простой оборонительный альянс, а скорее как новый полюс развития, который хочет и может стать альтернативой евроатлантическому центру. Для России неизбежно выделять свое пространство в великой Евразии. В центре которого, конечно же, будет Китай », - сказал Сергей Караганов, председатель Совета министров обороны и внешней политики России, в интервью, опубликованном в итальянском геополитическом ежемесячном обзоре LIMES 4 декабря 2018 года.
Нефтяные и валютные тренды
В феврале цены на нефть выросли. В частности, качество нефти марки Brent в Северном море началось на уровне 62,91 долл. США за баррель и закрылось на уровне 66,45 долл. США за баррель, в то время как компания West Texas Intermediate открыла сделки по цене 55,67 долл. США за баррель, закрывшись на уровне 57,25 долл. США за баррель. С начала 2019 года цены на баррель выросли примерно на 26%. На момент написания статьи (8 марта) торговая цена на нефть марки Brent практически не изменилась, в то время как цена на WTI незначительно снизилась, поскольку коммерческие запасы в США выросли (+7 069 000 баррелей на 1 марта).
11 февраля цены на нефть снизились до месячного минимума: цены на нефть марки Brent составили 61,97 долл. США за баррель, а цены на нефть марки WTI - 52,82 долл. США за баррель, поскольку запасы нефти в США выросли с 445 944 000 баррелей 25 января до 454 522 000 баррелей 15 февраля.
20 февраля и европейский, и азиатский эталоны, а также американский балл достигли своего месячного максимума, соответственно, за $ 67,14 / б (самый высокий показатель за три месяца) и $ 57,27 / б по следующим причинам:
В январе 2019 года Саудовская Аравия добыла 10 200 000 баррелей в сутки (это было 11 090 000 баррелей в сутки в ноябре 2018 года), сократив добычу на сумму, которая была выше, чем это было определено на совещании ОПЕК-Плюс в Вене в конце 2018 года;
Сигналы оттепели в торговле между США и Китаем могут оказать положительное влияние на мировой спрос на нефть.
В последнюю неделю февраля цены на баррель в первую очередь снизились, потому что в СШАдобыча нефти превысила рекордные 12 100 000 баррелей в сутки, в то время как президент Дональд Трамп написал в Твиттере: «Цены на нефть становятся слишком высокими. ОПЕК, пожалуйста, расслабься и успокойся. Мир не может взять повышение цен - хрупкий! » Однако министр нефти Саудовской Аравии Халид Аль-Фалих заявил 12 февраля, что его страна сократила бы добычу до 9 800 000 баррелей в сутки в марте. В то же время министр добавил, что Саудовская Аравия сократит свой экспорт до 6 900 000 баррелей в сутки (в ноябре 2018 г. они были 8 200 000 баррелей в сутки).
«ОПЕК снова стоит перед выбором между гневом Трампа и спадом нефти» под названием Bloomberg 26 февраля.
Наконец, цены на баррель закрылись с повышением, поскольку запасы в США упали на 8 647 000 баррелей до 445 860 000 баррелей (22 февраля).
В ближайшие месяцы два геополитических фактора, безусловно, будут влиять на цену нефти.
Во-первых, венесуэльское производство и, в особенности, способность неспокойной латиноамериканской страны находить новых покупателей для продажи своей тяжелой нефти, которая нуждается как в конкретных перерабатывающих мощностях, так и в продуктах для разжижения нефти. В частности, венесуэльская государственная нефтяная компания PDVSA нуждается в тяжелом бензине, который в настоящее время поставляется контролируемым государством крупным российским концерном "Роснефть" после введения санкций Соединенными Штатами. С начала кризиса Индия, которая является одним из основных покупателей венесуэльской нефти с 400 000 баррелей в сутки, не сократила свой импорт, что вызвало гнев советника по национальной безопасности США Джона Болтона, который написал 12 февраля в Твиттере слова «нации». и фирмы, которые поддерживают кражу венесуэльских ресурсов Мадуро, не будут забыты.
Во-вторых, 5 февраля специальный представитель США по Ирану Брайан Хук заявил, что иранские покупатели нефти не должны ожидать новых отмен в мае 2019 г. после тех, которые США предоставили в ноябре 2018 г. следующим странам: Китай, Индия, Япония, Юг Корея, Турция, Италия, Греция. Однако в середине января, во время Глобального энергетического форума Атлантического совета 2019 года в Абу-Даби, Хук заявил, что «мы не хотели поднимать цену на нефть, и мы добились успеха в этом».
Согласно данным Министерства финансов США, в 2018 году валовой внутренний продукт (ВВП) Соединенных Штатов увеличился на 2,9%, а государственный долг достиг 22,01 триллиона долларов, что на 2,06 триллиона долларов больше с тех пор, как Дональд Трамп официально вступил в должность в январе 2017 года. В то же время Бюджетное управление Конгресса США подсчитало, что государственный дефицит вырос до 779 миллиардов долларов, в то время как торговый дефицит достиг рекордного за последние 10 лет уровня в 621 миллиард долларов, согласно данным Министерства торговли США. Кроме того, частный долг американцев превысил рекорд 15.5 миллиардов долларов на основании отчета Федерального резервного банка Нью-Йорка от 13 февраля.
Благодаря Национальному бюро статистики Китая, ВВП Китая в 2018 году вырос на 6,6%, достигнув 13,6 млрд долларов. Эта экономическая экспансия, 76,2% которой было вызвано внутренним потреблением, представляет 30% мирового роста в 2018 году и составляет 1,4 триллиона долларов, что превышает ВВП Австралии в 2018 году, равный 1,32 миллиарда долларов.
По данным Всемирного банка, ВВП России и инфляция в 2018 году соответственно выросли на 1,6% и 4,2%. Благодаря инфографике, представленной президентом России Владимиром Путиным во время Федерального собрания в Москве 20 февраля, внешний долг страны составляет 453,7 миллиарда долларов (-12,4% год к году), а международные резервные фонды России по состоянию на февраль составляют 475 миллиардов долларов. 8го 2019 года. «Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг, включая долги правительства и коммерческого сектора», - сказал Путин.
Последние данные и оценки по нефти и газу
В соответствии с данными, представленными в Отчете о рынке нефти, опубликованном Международным энергетическим агентством 13 февраля, мировые поставки упали на 1 400 000 баррелей в сутки в январе до 99 700 000 баррелей в сутки. В то же время добыча нефти ОПЕК снизилась на 930 000 баррелей в сутки до 30 830 000 баррелей в сутки, что близко к четырехлетнему минимуму.
Ожидается, что мировой рост спроса вырастет на 1 400 000 баррелей в сутки в 2019 году.
Добыча нефти в США после прежнего пика в 9 627 000 баррелей в сутки, достигнутого в апреле 2015 года, снизилась до минимального уровня в 8 428 000 баррелей в сутки 1 июля 2016 года. Затем она начала расти до 12 100 000 баррелей в сутки, достигнутого 22 февраля 2019 года. (еженедельные прогнозы, дата публикации, 7 дней после).
Благодаря статистическим данным, предоставленным Baker Hughes 1 марта 2019 года, 1038 действующих в США активных буровых установок, из которых 843 (81,2%) являются нефтяными вышками и 195 (18,8%) являются газовыми вышками, что на 7 меньше, чем 1 февраля 2018 года, самый низкий уровень с мая 2018 года.
Несмотря на рост цен на баррель и недавний рекорд добычи, достигнутый американской сланцевой промышленностью, 24 февраля Wall Street Journal написал, что нетрадиционный сектор теряет веру. В частности, в 2018 году она выпустила только 22 миллиарда долларов в виде сделок с облигациями и акциями, что более чем на 50% меньше по сравнению с уровнями 2016 года, когда цены на баррель были ниже текущих цен. В целом, бурения не приносят прибыли, согласно заключению WSJ.
Два дня спустя, во время конференции Международной нефтяной недели в Лондоне, глава британской энергетической компании BP Боб Дадли в связи со сланцевым сектором сказал: «США, вероятно, единственная страна, которая полностью реагирует на рыночные сигналы, такие как рынок без мозг. Он просто реагирует на ценовые сигналы. В отличие от Саудовской Аравии и России, которые корректируют свою добычу в ответ на перепады или нехватку поставок нефти, американский рынок сланца реагирует исключительно на цены на нефть ».
В декабре импорт сырой нефти в США сильно сократился до 7 099 000 баррелей в сутки. Средний объем импорта сырой нефти в США в 2018 году составляет 7 757 000 баррелей в сутки. Это было 7 969 000 баррелей в сутки в 2017 году, 7 850 000 баррелей в сутки в 2016 году, 7 363 000 баррелей в сутки в 2015 году и 7 344 000 баррелей в сутки в 2014 году.
Автор: Демостенес Флорос
Демостенес Флорос, геополитический аналитик, профессор магистратуры в области международных отношений Италия - Россия в Болонском университете Альма-матер, а также руководитель и профессор третьего курса геополитики, открытого в Открытом университете Имола (Болонья). Он сотрудничает с Международной энергетической оценкой риска (EIRA) и геополитическим журналом Limes.
Источник: eni.com