Бренд Eni развивался постепенно и каждый этап становления компании был тесно связан с историей Италии, страны, на территории которой и появился этот бренд.
Энрико Маттеи, основатель бренда, сделал ставку на ресурсы своей страны с целью развития национальной нефтяной, газовой промышленности. Изначально, нужно было адоптировать рекламный образ компании к реалиям того времени. Именно рекламная кампания и создание логотипа делает эту фирму узнаваемой по всему миру.
В мае 1952 года состоялся конкурс на лучший логотип для двух флагманских продуктов Agip (нефти Supercortemaggiore и природного газа Agipgas). Каждый участник должен был предложить два рекламных плаката, два логотипа и обозначить фирменные цвета автозаправки. К конкурсу допускались все граждане Италии, а призовой фонд составил €160,000.
В состав жюри вошли представители искусства и СМИ. За несколько недель на конкурс прислали более 4,000 заявок, а членам жюри пришлось собираться 14 раз до принятия окончательного решения о победе. Победителя объявили в сентябре 1952 года, и им стал автор логотипа с изображением шестиногой собаки, объединяющей силу, энергию и оптимизм-ценности, доминирующие на тот момент в стране, которая смогла восстановить и укрепить свою экономику. Также, логотип можно трактовать как объединение четырёх колес автомобиля с двумя ногам водителя. Пламенный союз, обеспечивающий максимальную отдачу от команды человека и машины, и гарантирующий наилучший результат.
Автора логотипа определили только по прошествии тридцати лет после его создания. Он принадлежит скульптору Луиджи Броджин, но официально доказать, что автор знака — Луиджи Броджини, удалось только благодаря признанию его сына. Однако представлен логотип был другим человеком, Джузеппе Гуззи. Логотип оказался крайне успешен, а количество его интерпретаций только укреплял этот успех. Кто-то видел в шестиногой собаке Персидского льва, идущего на запад, но голова его смотрит на восток. Кому-то он напоминал химеру из-за характерного положения хвоста. Другие считали, что имеется сходство с драконом из-за характерных шипов на спине и вырывающегося из пасти пламени. В переносном же смысле, шестиногая собака выражает связь между человеком и природой, и характерную для этой связи силу, смелость и неукротимость.
Очень скоро шестиногая собака стала визитной карточкой Eni, благодаря быстрому росту числа автозаправок Eni на всех дорогах Италии и революционно быстрому обслуживанию клиентов как на заправках, так и в именных мотелях. Успеху бренда способствовал экономический бум в стране в 1950-е годы. Все больше итальянцев могло позволить себе путешествовать в собственном автомобиле, а шестиногая собака, сопровождала их по всей стране.
Бурный рост итальянской экономики позволил Eni выйти за пределы страны. Геологи, инженеры, бурильщики, технологи вместе со своими семьями отправлялись работать в Египет, Иран, Ливию и Тунис,а шестиногая собака, как верный друг, следовала за ними. И каждое утро, поднимаясь по флагштоку буровых платформ и нефтяных месторождений, символизировала готовность к любому вызову.
Начиная с 1953 года, шестиногая собака стала символом всех направлений компании, начиная с автозаправок (дизайн был придуман архитектором Марио Бачиочи) и мотелей Agip, и заканчивая рекламой. После смерти основателя Eni, было решено внести некоторые изменения во внешний вид компании, в частности отделить товары для автомобилей от услуг для людей. Эту новую философию предложил дизайнер Боб Нурда, который курировал все изменения в бренде. Он считал, «что в противном случае существует риск, что все будет пахнуть бензином».
Сначала было решено создать абсолютно новую торговую марку и как следствие новый фирменный стиль, но тот факт, что логотип с шестиногой собакой уже достаточно глубоко проник в сознание потребителей, заставил дизайнеров передумать. Было решено, что шестиногая собака останется ключевым элементом торговой марки Eni.
В связи с решением сделать логотип Eni универсальным, необходимо было стандартизировать цветовые схемы, формы и информационный фон. Таким образом, упрощается использование символа в рекламных целях и повышается узнаваемость бренда. Было решено создать логотип, который бы легко размещался на всей инфраструктуре бренда. В результате шестиногую собаку поместили в желтый квадрат с закругленными углами. Затем логотип был снова изменен: гриву собаки решено было сгладить, что бы она стала меньше походить на химеру или германского грифона, а глаза сделали больше и круглее. Шестиногая собака стала более дружелюбной, но не менее узнаваемой.
Самое значительное изменение в 1972 году претерпел шрифт. Оригинальный шрифт был узкий, длинный и его было трудно читать, особенно издалека. Новый шрифт компании –это классический Standard Bold, дополненный белой линией. «Белая линия придает динамизма и создает целостность текста. Возникает ассоциация с двухполосной дорогой»- объяснил Боб Нурда. Высота логотипа совпадает с высотой букв; а фон 100% желтый.
Все компании концерна внедрили новый образ, что усилило командный дух и узнаваемость фирменного стиля-то, о чем мечтал Э. Маттеи. На логотипе также появилось название компании, которое по своей форме перекликается с формой шестиногой собаки, а красная точка в букве i как будто порождает пламя. Так, акроним Agip заменили на Eni.
В 1992 году компания находилась на пороге частичной приватизации, акции компании обращались на Итальянской и Нью-йоркской фондовых биржах. В 1995 году из национальной компании Eni превратилась в акционерное общество, и руководство приняло решение снова внести изменение в корпоративный образ фирмы. Компании было нужно произвести впечатление динамичной, современной бизнес организации. И снова на помощь пришел Боб Нурда, основная идея которого заключалась в упрощении логотипа. Решено было переместить шестиногую собаку с именем компании в квадратную рамку и разделить их красной линией, чтобы избежать ассоциации исключительно с автозаправками.
Со временем компания Eni вышла за пределы своей страны и руководство решило, что этот этап необходимо отразить и во внешнем виде. В 2010 году логотип снова изменился и стал более «открытым», точнее отражая философию самой компании. Торговая марка объединяет все направления деятельности Eni, такие как поставки нефти, газа, электричества, разработка месторождений и продажа акций. Единое имя и логотип усиливает корпоративный образ компании и командный дух, сглаживает культурные различия. История компании и ее логотипа показывает, что Eni готова меняться, чтобы оставаться на одной волне со своими поставщиками, клиентами, акционерами и сотрудниками, сохраняя превосходное качество продукции.
Источник: Eni.com